Адаптация

После всех волнений, связанных с поиском работы, многочисленных звонков работодателям и собеседований Вы наконец-то выходите на работу… Казалось бы, все трудности позади, однако не спешите расслабляться — ведь пройти испытательный срок не проще, чем пройти все этапы отбора.

Во время испытательного срока сотрудник имеет те же права, что и постоянные работники, — согласно Трудовому кодексу и другим законам РФ. А вот уволить во время испытательного срока очень просто. Работодатель может расторгнуть трудовой договор до истечения испытательного срока. Но при этом обязан предупредить об этом в письменной форме — не позднее, чем за три дня — и указать причину, почему работник не выдержал испытание.

Тем не менее, существует ряд несложных правил, которые помогут Вам достойно выйти из этой ситуации.

На мой взгляд, задуматься об адаптации в компании стоит еще во время прохождения процедуры отбора в компании. Помните, что собеседование существует не только для того, чтобы представитель работодателя мог оценить Вашу профпригодность, но и для того, чтобы Вы оценили, насколько условия работы в данной компании отвечают Вашим пожеланиям. Проводя собеседования, я неоднократно сталкивалась с кандидатами, которые увольнялись с предыдущих мест работы в течение первого месяца. В ответ на мой вопрос, почему же они так поступили, я получала потрясающий ответ — "Меня не устроила заработная плата (место расположения, график работы, функционал и т.д., и т.п.)". Граждане! Ну разве нельзя спросить об этом на собеседовании и не тратить свое время и время сотрудников компании на бесполезную работу???

Отсюда правило №1: досконально выясняйте все подробности, которые имеют для Вас значение, и не спешите принимать предложение от компании, в которой что-то Вас принципиально не устраивает. Надежды на то, что все изменится с Вашим приходом, призрачны.

Следуем дальше: большинству соискателей свойственно желание приукрасить себя во время собеседования в компании и скрыть свои недостатки. И это вполне естественно. Однако, не стоит этим злоупотреблять — это может сыграть с Вами дурную шутку, когда Вы начнете работать. Ориентируясь на информацию, полученную от Вас на собеседовании, Ваш руководитель будет ожидать и соответствующих результатов. Если Вы не сможете их ему предоставить, вероятность успешного завершения испытательного срока существенно снизится.

Итак, правило №2: презентуйте себя с положительной стороны, но не преувеличивайте Ваших способностей.

Теперь предлагаю перейти к следующему этапу — непосредственному началу работы в компании. Некоторые фирмы на сегодняшний день уже имеют отдел персонала, который занимается вопросами адаптации новичков, здесь все гораздо проще: четко обозначены ответственные лица, которые познакомят Вас с коллегами и руководством, опишут общую структуру компании, формальные законы и "неписаные" правила, закрепят за Вами куратора, который введет Вас в курс дела относительно непосредственных обязанностей… Звучит, как в сказке.

Однако все это встречается не так уж и часто. Во многих случаях новый сотрудник предоставлен сам себе, и можно считать, что Вам крупно повезло, если кто-то из коллег добровольно вызвался помочь Вам освоиться на новом месте. В такой ситуации новичок должен взять ситуацию в свои руки и организовать процесс адаптации сам.

Здесь поможет правило №3, состоящее из нескольких принципов:

Встречают по одежке

Желательно следовать внутреннему дресс-коду в компании. Лучше в первый рабочий день прийти в костюме. А там уже присмотреться и определиться. Аккуратная светлая рубашка или блузка и отглаженные брюки (юбка, но не мини!) — отличная одежда для первого знакомства с коллективом.

День первый

В нормальных компаниях принято представлять новичка всем сотрудникам. Если у шефа нет на это времени или желания, настаивать не нужно. А то подумает, что Вы несамостоятельный человек. Не старайтесь перезнакомиться со всеми сразу! Все равно не запомните такое множество имен. Для начала узнайте всех коллег по отделу. Определитесь, в какой манере принято общаться: расслабленно-дружеской на "ты" или строго-деловой, исключительно на "вы".

Как звать-величать

Согласно западной моде коллег и партнеров принято называть по имени. На "вы" или на "ты" — зависит от возраста и предпочтения самих сотрудников. Не начинайте с панибратства. На "ты" переходят только при неформальной беседе в курилке или за обедом. Естественно, своего руководителя лучше величать по имени-отчеству.

Не стесняйтесь переспрашивать!

Сразу углубляться во все детали работы не стоит. Для начала уясните общие принципы и структуру управления компании. Если Вам в первый же день поставили конкретную задачу, не стесняйтесь переспрашивать. Не переборщите, чрезмерное любопытство и назойливость раздражают не меньше, чем беспомощность и стеснительность.

Ищите "провожатого"

Чтобы плавнее и основательнее вписаться в коллектив, потребуется "провожатый" — то есть старший товарищ. Лучше всего сразу подружиться с каким-нибудь старожилом компании, который проработал в ней солидный срок, знаком со всеми и имеет авторитет в глазах сотрудников.

Не копируйте, а подстраивайтесь

В каждом коллективе, особенно небольшом, есть свои нормы поведения: манера говорить, одеваться, общаться с сослуживцами и т. д. Первое время новичку лучше присматриваться и подстраиваться под эти негласные правила. Не нужно тупо копировать интонации и походки. Просто хотя бы не рассказывайте о том, как Вы славно напились с друзьями в выходные, в то время как весь отдел обсуждает новую постановку в Большом театре. И наоборот.

Критику оставьте до лучших времен

Не стоит критиковать порядки в компании. Например: "Я вот работал в одной конторе, там массаж во время обеда предусмотрен. А у вас из удобств только курилка…" Избегайте резких слов и интонаций, иначе будете раздражать ваших коллег. Помните: в каждом, даже самом приятном на первый взгляд коллективе найдется товарищ… э… так скажем, любящий поболтать с шефом на различные темы. В том числе и о настроениях в компании.

О чем еще не стоит забывать, начиная работу на новом месте? Конечно, об элементарных правилах вежливости и хорошего тона — будьте дружелюбны, здоровайтесь и прощайтесь с коллегами, не опаздывайте на работу, не влезайте в чужие разговоры, стремясь продемонстрировать свои знания… В общем, все это прекрасно известно любому воспитанному человеку, главное, чтобы все это реализовывалось на практике.

Как видно, все не так уж сложно. Удачи Вам на Вашем новом рабочем месте!

Марина Зимина
Профконсультант

(посмотреть резюме специалиста)

После всех волнений, связанных с поиском работы, многочисленных звонков работодателям и собеседований Вы наконец-то выходите на работу… Казалось бы, все трудности позади, однако не спешите расслабляться — ведь пройти испытательный срок не проще, чем пройти все этапы отбора.

Во время испытательного срока сотрудник имеет те же права, что и постоянные работники, — согласно Трудовому кодексу и другим законам РФ. А вот уволить во время испытательного срока очень просто. Работодатель может расторгнуть трудовой договор до истечения испытательного срока. Но при этом обязан предупредить об этом в письменной форме — не позднее, чем за три дня — и указать причину, почему работник не выдержал испытание.

Тем не менее, существует ряд несложных правил, которые помогут Вам достойно выйти из этой ситуации.

На мой взгляд, задуматься об адаптации в компании стоит еще во время прохождения процедуры отбора в компании. Помните, что собеседование существует не только для того, чтобы представитель работодателя мог оценить Вашу профпригодность, но и для того, чтобы Вы оценили, насколько условия работы в данной компании отвечают Вашим пожеланиям. Проводя собеседования, я неоднократно сталкивалась с кандидатами, которые увольнялись с предыдущих мест работы в течение первого месяца. В ответ на мой вопрос, почему же они так поступили, я получала потрясающий ответ — "Меня не устроила заработная плата (место расположения, график работы, функционал и т.д., и т.п.)". Граждане! Ну разве нельзя спросить об этом на собеседовании и не тратить свое время и время сотрудников компании на бесполезную работу???

Отсюда правило №1: досконально выясняйте все подробности, которые имеют для Вас значение, и не спешите принимать предложение от компании, в которой что-то Вас принципиально не устраивает. Надежды на то, что все изменится с Вашим приходом, призрачны.

Следуем дальше: большинству соискателей свойственно желание приукрасить себя во время собеседования в компании и скрыть свои недостатки. И это вполне естественно. Однако, не стоит этим злоупотреблять — это может сыграть с Вами дурную шутку, когда Вы начнете работать. Ориентируясь на информацию, полученную от Вас на собеседовании, Ваш руководитель будет ожидать и соответствующих результатов. Если Вы не сможете их ему предоставить, вероятность успешного завершения испытательного срока существенно снизится.

Итак, правило №2: презентуйте себя с положительной стороны, но не преувеличивайте Ваших способностей.

Теперь предлагаю перейти к следующему этапу — непосредственному началу работы в компании. Некоторые фирмы на сегодняшний день уже имеют отдел персонала, который занимается вопросами адаптации новичков, здесь все гораздо проще: четко обозначены ответственные лица, которые познакомят Вас с коллегами и руководством, опишут общую структуру компании, формальные законы и "неписаные" правила, закрепят за Вами куратора, который введет Вас в курс дела относительно непосредственных обязанностей… Звучит, как в сказке.

Однако все это встречается не так уж и часто. Во многих случаях новый сотрудник предоставлен сам себе, и можно считать, что Вам крупно повезло, если кто-то из коллег добровольно вызвался помочь Вам освоиться на новом месте. В такой ситуации новичок должен взять ситуацию в свои руки и организовать процесс адаптации сам.

Здесь поможет правило №3, состоящее из нескольких принципов:

Встречают по одежке

Желательно следовать внутреннему дресс-коду в компании. Лучше в первый рабочий день прийти в костюме. А там уже присмотреться и определиться. Аккуратная светлая рубашка или блузка и отглаженные брюки (юбка, но не мини!) — отличная одежда для первого знакомства с коллективом.

День первый

В нормальных компаниях принято представлять новичка всем сотрудникам. Если у шефа нет на это времени или желания, настаивать не нужно. А то подумает, что Вы несамостоятельный человек. Не старайтесь перезнакомиться со всеми сразу! Все равно не запомните такое множество имен. Для начала узнайте всех коллег по отделу. Определитесь, в какой манере принято общаться: расслабленно-дружеской на "ты" или строго-деловой, исключительно на "вы".

Как звать-величать

Согласно западной моде коллег и партнеров принято называть по имени. На "вы" или на "ты" — зависит от возраста и предпочтения самих сотрудников. Не начинайте с панибратства. На "ты" переходят только при неформальной беседе в курилке или за обедом. Естественно, своего руководителя лучше величать по имени-отчеству.

Не стесняйтесь переспрашивать!

Сразу углубляться во все детали работы не стоит. Для начала уясните общие принципы и структуру управления компании. Если Вам в первый же день поставили конкретную задачу, не стесняйтесь переспрашивать. Не переборщите, чрезмерное любопытство и назойливость раздражают не меньше, чем беспомощность и стеснительность.

Ищите "провожатого"

Чтобы плавнее и основательнее вписаться в коллектив, потребуется "провожатый" — то есть старший товарищ. Лучше всего сразу подружиться с каким-нибудь старожилом компании, который проработал в ней солидный срок, знаком со всеми и имеет авторитет в глазах сотрудников.

Не копируйте, а подстраивайтесь

В каждом коллективе, особенно небольшом, есть свои нормы поведения: манера говорить, одеваться, общаться с сослуживцами и т. д. Первое время новичку лучше присматриваться и подстраиваться под эти негласные правила. Не нужно тупо копировать интонации и походки. Просто хотя бы не рассказывайте о том, как Вы славно напились с друзьями в выходные, в то время как весь отдел обсуждает новую постановку в Большом театре. И наоборот.

Критику оставьте до лучших времен

Не стоит критиковать порядки в компании. Например: "Я вот работал в одной конторе, там массаж во время обеда предусмотрен. А у вас из удобств только курилка…" Избегайте резких слов и интонаций, иначе будете раздражать ваших коллег. Помните: в каждом, даже самом приятном на первый взгляд коллективе найдется товарищ… э… так скажем, любящий поболтать с шефом на различные темы. В том числе и о настроениях в компании.

О чем еще не стоит забывать, начиная работу на новом месте? Конечно, об элементарных правилах вежливости и хорошего тона — будьте дружелюбны, здоровайтесь и прощайтесь с коллегами, не опаздывайте на работу, не влезайте в чужие разговоры, стремясь продемонстрировать свои знания… В общем, все это прекрасно известно любому воспитанному человеку, главное, чтобы все это реализовывалось на практике.

Как видно, все не так уж сложно. Удачи Вам на Вашем новом рабочем месте!

Марина Зимина
Профконсультант

(посмотреть резюме специалиста)


Rambler's Top100 ???-777: ??????? ??????, ??????????? ???????? ???????@Mail.ru ??????? SunHome.ru ?????? ??????????? Яндекс.Метрика

?????? ????-??????-???????????: ????????, ????????,
????????