ТЕНЬ (размышления практического психолога)

На вопрос, что такое тень?- можно ответить с разных уровней знания. В словаре С.И. Ожегова дано девять смыслов этого слова. Опасаясь аналитически размышлять о тени, берем для поддержки С.И. Ожегова. Например: "Темное отражение на чем-нибудь от предмета, освещенного с противоположной стороны". А теперь вперед, к тени в юнгианском смысле. К.Г. Юнг в работе "Архетип и коллективное бессознательное" о тени говорит так: "Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать в самом себе, и кроме того, всегда навязывает себя субъекту прямым или косвенным путем. К примеру, низменные черты характера и другие несовместимые тенденции".

Открываю книгу К.Г. Юнга "Аналитическая психология. Тавистокские лекции (перевод В.В.Зеленского) и читаю: "Тень. Условно "низшая" часть личности; сумма всех личностных и коллективных психических элементов, которые из-за их несовместимости с избранной сознательной установкой не допускаются к жизненному проявлению и в результате объединяются в относительно автономную (фрагментарную) личность с противоположными тенденциями в бессознательном. Тень выступает компенсаторно по отношению к сознанию; следовательно, ее эффект может быть как позитивным, так и негативным. В снах теневая фигура всегда совпадает с половой принадлежностью спящего".

Написала, перечитала раз, другой, задумалась… Принимаю ли я такое определение тени, в интерпретации В.В.Зеленского. Например: "тень выступает компенсаторно по отношению к сознанию". Да, на самом деле, я отказывалась в некоторых ситуациях осознавать (уровень сознания) какие-то качества собственного характера, но, по зрелом размышлении (уточню — аналитическом размышлении), я с трудом, но признавала, вернее принимала, эти качества характера. Кстати, кому-то из моего окружения эти качества казались отрицательными, но я сама никак не хотела признавать отрицательное в себе, в своем внутреннем мире… Бывало и такое, когда близкие, да и просто значимые для меня люди, убеждали меня в поверхностности, легкомыслии, приводя неоспоримые доводы, а через какой-то период времени я находила опору в своем внутреннем мире (какие-то важные для меня доказательства), возможно это и есть компенсаторная деятельность тени по отношению к сознанию?, Как же определить, на верном ли я пути в своих размышлениях о тени, о ее природе? Хотя точно знаю — тень живет в бессознательном. К.Эстес в книге "Бегущая с волками" размышляет о сказке "Красные башмачки". Девочка тайком берет в лавке сапожника красные туфельки и никак не может от них отказаться "ненасытный душевный голод девочки сметает преграды, сдерживавшие ее поведение"… И, не углубляясь в пересказ сказки, хочу выразить свое мнение относительно проявления тени в этой истории с туфельками: как же глубоко было вытеснено "истинно детское, игривое, веселое из сознательной жизни девочки, что тень так мощно прорвалась наружу и привела эту девочку к печальному концу… Получается, что тень, при прорыве в сознание, может творить все, что ей "захочется", вплоть до разрушения, увечья, как, как в истории с девочкой. А как же тогда научиться дружить с тенью, как научиться принимать ее импульсы, как обрести адекватность во взаимодействии с бессознательным содержанием?..

Скорее всего, необходимо определиться с символикой тени. Какой архетип коллективного бессознательного соответствует тени? К.Г.Юнг, описывая психологию образа трюкача-трикстера, показывает нам, что на ранних стадиях развития сознания (что равноценно стадиям развития цивилизации) трюкач-трикстер не содержал в себе каких-либо противоречий. Его проделки были естественны… С развитием цивилизации мифы не исчезают из обихода, более того, влияние мифов чувствуется на более высоких уровнях развития цивилизаций (И, как еще один пример, установление в 90-х годах ХХ века взаимосвязи аварии на Чернобыльской АЭС в СССР с предсказаниями Нострадамуса о звезде "полынь").

Трюкач-трикстер представлен противоречивыми проявлениями бессознательного, и шутовством, и злыми проделками… Таким образом, трюкач — это и есть тень, которая непримиримо противостоит личному сознанию, которая побуждает личное сознание-ЭГО быть динамичным в рамках актуальных жизненных ситуаций. К.Г.Юнг, анализируя образ трикстера в рассказах Пола Радина, говорит о том, что с развитием цивилизации, глупые и грубые проделки трикстера становятся осмысленными и целенаправленными. Цель — заклеймить зло.

Вспомним сказки, в которых шут имел право говорить королю все, что придет ему в голову, в том числе и правду о злых деяниях короля. Что это? Скорее всего, если мыслить по-юнгиански, это и есть Трикстер, или ТЕНЬ, которая взаимодействует с ЭГО, "учит" ЭГО адекватности бытия… Люди должны помнить о том, что наши недостатки — продолжение наших достоинств, и о том, что пословица "в своем глазу бревна не различит, а в чужом-соринку видит" — это так же о влиянии Тени (Трикстера) на процесс индивидуации, процесс приближения к осознанию самости… И далее за Тенью выстраивается череда архетипов: Анима/Анимус, Великая Мать, Старый Мудрец и др. Поставим многоточие, так как уже понятно, что встреча с Тенью, уточним, встреча ЭГО с Тенью, оказывает влияние на отношения "Я" к внутреннему и внешнему миру и, как следствие, изменение Тени влечет за собой изменение личности.

И, как итог собственным размышлениям, весьма сумбурным, о природе Тени: Тень — это не я, просто на меня что-то нашло. Тень — подсознательные желания, несовместимые с нормами социума, в котором вращается ЭГО. "В тихом омуте черти водятся" — так Тень "учит" Эго не возноситься, а жить в контакте с внутренними импульсами… Бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить, так как Тень будит в личности (в Эго) дремлющую энергию, не позволяя Персоне превратиться в нечто застывшее, стереотипизированнное, как "на том стою, и не могу иначе".

…И, через несколько дней, перечитав сей опус, захотелось добавить:

Сегодня,ближе к вечеру,
Я завела девочку, которая не умела видеть,
В лес, где темнота и тени.
Я подвела ее к тени,
Которая шла рядом с нами.
Я коснулась щеки подружки
Бархатными пальцами тени.
Теперь она тоже
Полюбила тени,
И ее страх исчез.
        О. Уайтли.

Галина Васильевна Шептихина
Психолог-аналитик

(посмотреть резюме специалиста)
    Литература:

  1. К. Г. Юнг. Аналитическая психология. СПб. 1994
  2. К. Г. Юнг. Человек и его символы. Москва 1997.
  3. К. Г. Юнг. Избранное. Минск 1998.
  4. К. Г. Юнг. Психология и алхимия. Москва 1997.
  5. К. Г. Юнг. Алхимия основ. СПб. 1997.
  6. Э. Самуэлс. Юнг и постъюнгианцы. Москва. 1997.
  7. К. Эстес. Бегущая с волками. Москва. 2001
  8. С.И. Ожегов. Словарь русского языка.


Rambler's Top100 ???-777: ??????? ??????, ??????????? ???????? ???????@Mail.ru ??????? SunHome.ru ?????? ??????????? Яндекс.Метрика

?????? ????-??????-???????????: ????????, ????????,
????????