Характеристика коллектива детей дошкольного возраста и особенности его формирования

"Человек — существо социальное, его поведение и деятельность
зависят от взаимоотношений в тех группах, в которые он включается
в течение всей своей жизни. В социальной психологии группа описывается
как общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом,
что каждый оказывает влияние на остальных и сам находится под их влиянием"
Н.И.Шевандрин

Признаки группы:

  • осознание отдельными индивидами своей принадлежности к группе;
  • наличие между индивидами определенных отношений;
  • сформированность внутренней организации группы;
  • функционирование группового давления, побуждающего индивида к принятию норм и правил поведения, установленных группой. В зависимости от содержания совместной деятельности группы в своем развитии проходят несколько уровней становления, а именно:
  • диффузная группа, представляет собой наиболее низкий уровень развития, отношения в такой группе основаны на симпатиях и антипатиях, члены группы не заинтересованы в развитии конструктивных взаимодействий между собой;
  • ассоциация-межличностные отношения участников взаимодействия опосредованы личностно значимой для каждого человека деятельностью;
  • корпорация-нормы взаимоотношений индивидуалистические, отношения в основном построены на страхе наказания, подозрительности и недоверии к членам группы;
  • коллектив-группа людей, совместная деятельность которых отвечает ряду весьма высоких требований, таких как: успешное решение возложенных на группу задач, создание для каждого члена группы возможности для личностного и творческого развития.
  • Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, организованности, эффективности, информированности. На пути продвижения к коллективу группа в своем развитии преодолевает своеобразные кризисы.

А.Г.Кирпичник установил следующее: на начальном этапе развития группы наблюдается подъём эмоционального состояния, сопровождающийся повышенной активностью, энтузиазмом в деятельности, мажорным настроением. На следующем этапе в группе наблюдается спад деловой активности и снижение эмоционального фона в межличностных отношениях членов группы. Затем, если группа сохраняется как единое целое и преодолевает предыдущий этап временного кризиса, то в группе возникает подъем и в деловой активности, и в эмоциональном настрое членов группы, и в межличностных отношениях намечается тенденция к сплочению. Движение группы к коллективу — сугубо индивидуальный путь развития, связанный с преодолением кризисов в межличностных отношениях, с достижением взаимопонимания, с возникновением состояния удовлетворенности от участия в коллективной совместной деятельности.

Р.С.Немов говорит о том, что практически в каждой социальной группе есть и остаются проблемы, из-за которых группу нельзя считать высокоразвитым во всех отношениях коллективом. Понятие высокоразвитого коллектива в социально-психологической теории выступает в роли некоего идеала, к которому можно приблизиться достаточно близко, но которого на практике достичь невозможно.

Система воспитания в гуманистической педагогике основана на том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. Коллектив при этом считается не только основным инструментом воспитания, но и целью воспитания: первоначально идет создание коллектива, потом воспитание личности посредством влияния коллективистских взаимоотношений на развитие личности. Развитый детский коллектив оказывает влияние на формирование личности, особенно на развитие тех детей, которые по своему психологическому развитию значительно отстают от сверстников. Коллектив таким образом положительно влияет на воспитанника, дотягивая его до уровня развития коллектива в целом.

В современных условиях отмечается, что высокоразвитая, сознательная, одаренная личность превосходит свой реальный коллектив по уровню психологического развития, и коллектив в силу действия механизмов групповой динамики оказывает давление на выделяющихся, творческих людей, с целью побудить их к принятию групповых норм и правил поведения, стать такими как все. Результаты социально-психологических исследований межличностных отношений и взаимодействий в группах-коллективах, говорят о том, что в реальности высокоразвитых, воспитывающих коллективов не более 6-8%.Большинство коллективов относят к средне- и слаборазвитым в социально-психологическом плане общностям (группам-коллективам).Средне — и слаборазвитые группы-коллективы влияют на психологию и поведение личности как положительно, так и отрицательно. Тезис о положительном воздействии коллектива на воспитание личности не всегда соответствует реалиям жизни. Личность — это всегда индивидуальность и неповторимость системных свойств и качеств.

Воспитание личности — это психолого-педагогическое сопровождение развития творческих, оригинальных, не похожих друг на друга людей. Коллектив, как правило, предъявляет общие требования ко всем составляющим его индивидам, что приводит не к индивидуализации, а к унификации личностей. Гуманистическая педагогика отдает приоритет формированию личности в коллективе через использование личностно-ориентированного и личностно-дифференцированного подходов к воспитанию каждого члена детской общности. Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослыми. Особое значение при этом приобретает соотношение потребностей детей в общении и взаимодействии друг с другом и задач, поставленных перед этим коллективом.

Управление межличностными отношениями в детских группах — коллективах является одной из самых сложных педагогических задач. Именно в детском возрасте идет активное освоение системы общественных отношений в процессе ведущей для каждого возрастного периода деятельности. В группе детей, занятых совместной деятельностью, развиваются два вида отношений — деловые и личные. Для того, чтобы детская общность в своем развитии достигла уровня коллективистских взаимоотношений, педагог должен создать оптимальные условия для полноценного личностного развития каждого члена детской группы-коллектива, а именно:

  • обеспечение каждому ребенку возможностей для активного участия во всех видах совместной деятельности в группе;
  • получение разнообразного опыта общения и взаимодействия в процессе выполнения групповых задач;
  • использование в группах-коллективах таких норм и правил общения и взаимодействия, которые интересы личностного развития каждого ребенка ставят на первое место;
  • воссоздание в практической деятельности детских групп-коллективов той социальной реальности, с которой дети,повзрослев, должны будут столкнуться. Педагог помогает детям решать вопросы нравственного, культурного, экономического, экологического характера;
  • выявление задатков каждого ребенка и превращение их в способности.

Для того, чтобы детский коллектив мог оказывать положительное влияние на развитие личности, необходимо максимально разнообразить виды деятельности, способствующие амплификации личностного развития, а также сделать ребенка активным участником нескольких детских групп-коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку полноценное развитие.

Галина Васильевна Шептихина
Психолог-аналитик

(посмотреть резюме специалиста)
Литература:

  • Коломинский Я.Л.Психология детского коллектива. — Мн.:Нар.асвета,1984.-239с.
  • Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.:1989.
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.:1995.
  • Шибутани Т. Социальная психология. — М.:2002.


Rambler's Top100 ???-777: ??????? ??????, ??????????? ???????? ???????@Mail.ru ??????? SunHome.ru ?????? ??????????? Яндекс.Метрика

?????? ????-??????-???????????: ????????, ????????,
????????