Дети и деньги

На консультациях родители часто задают вопрос: "Как научить детей обращению с деньгами?" Мы знаем, что лучше воспитать позитивное отношение к деньгам уже в детстве, чтобы во взрослой жизни "ребёнку" не пришлось знакомиться с ними вновь.

Приведу пример. Ребёнок в детстве часто слышал от родителей фразы типа "Ты же знаешь, каким тяжёлым трудом нам достаются деньги!" или "Я что, воровать должен пойти, чтобы у нас больше денег стало?!" и так далее. Все эти фразы, несут негативное отношение к деньгам, и подсознательно ребёнок может усвоить, что деньги — это "тяжесть" или "плохо" и еще много подобных отрицательных решений. Парадокс заключается в том, что осознанно человеку, с подобными решениями, нужны деньги, а подсознательно, он делает всё, чтобы денег у него не было, так как мы не хотим чувствовать себя плохо, ощущать ту тяжесть или зло, которые несут деньги.

Перед нами в этом вопросе открывается два основных направления.

Первое — определить свою установку относительно денег и, если это необходимо, заменить её. Мы точно знаем, что, воспитывая ребёнка, мы влияем на развитие малыша своим отношением и поведением гораздо сильнее, чем "воспитательными мерами". В определении своих установок, достаточно проанализировать воспоминания из детства, связанные с деньгами. Какие чувства вызывали у вас эти события. Посмотрите на ситуации (связанные с деньгами), которые происходят с вами сейчас. Обратите внимание на схожесть испытываемых чувств тогда и сейчас. Процесс смены ошибочной установки требует наличие психолога, но то, что вы можете делать самостоятельно — это выбрать для себя аффирмацию и заняться самовнушением.

Второе — формировать "правильное" представление о деньгах у детей. Когда же давать детям деньги на карманные расходы? Тогда, когда дети начинают просить их! У ребёнка есть три основных статьи расходов: первая — траты на проезд (если ребёнку необходимо ездить на транспорте); вторая — расходы на питание (если ребёнок платит за питание самостоятельно); и, третья — непосредственно, деньги на карманные расходы. Сумма последних определяется вместе с ребёнком. Важно договориться, чтобы эта сумма денег устраивала как родителя, так и ребёнка. Ни в коем случае не контролируйте, на что потратил карманные деньги ваш ребёнок (вы же не отчитываетесь перед работодателем, на что вы потратили свою заработную плату). Если ваши отношения с ребёнком доверительные, то он сам вам расскажет, как он распорядился своими деньгами. Определите, с какой периодичностью вы будете давать деньги ребёнку (например: раз в неделю).

Помните, что выдача карманных денег — это ответственность родителей. Ребёнок не должен просить и напоминать вам о том, что пришло время "зарплаты" (вы же не хотите, чтобы у ребёнка сложилась установка, что деньги надо выпрашивать; сейчас много людей, которые, живя с этими установками, работают на таких предприятиях, где не дают вовремя заработную плату). Если у ребёнка закончились деньги раньше, чем пришла пора очередной выплаты, то он может у вас взять "кредит". В этом случае, выдав "кредит", вы больше не даёте денег до тех пор, пока не пройдёт очередной промежуток времени. Так ребёнок научится планировать свои расходы. Для повышения самооценки важно пересматривать сумму денег, раз в полгода, всегда в сторону увеличения!!! Так ребёнок видит и чувствует свою ответственность в том, что он взрослеет; и создаётся установка, что денег со временем становится в жизни больше. Можно ребёнку предложить заработать деньги дома. Например: одна семья всегда приглашала людей к себе в дом весной и осенью для помывки окон. Как-то их дочь сказала, что ей бы хотелось купить дополнительные вещи, которые не были включены в расходы семьи, и предложила родителям в этот сезон не приглашать сотрудников клининговой компании, так как она сама готова вымыть окна. Так девочка начала зарабатывать дополнительные деньги.

Ещё немаловажный фактор — это лёгкость в отношении денег, так как если к ним относиться слишком серьёзно, то скорее они будут создавать напряжение в жизни, вместо радости. Поэтому изобретите некий ритуал лёгкого получения денег. Например: один папа решил, что два раза в месяц (когда новолуние и полнолуние) будет подбрасывать деньги в детскую комнату. Это сумма всегда была разной — в этом и интрига. Утром, когда дети просыпались, они находили деньги в самых неожиданных местах.

Обсуждайте бюджет семьи вместе с детьми, готовьте их к взрослой жизни. Планируйте расходы, включая интересы ребёнка. Однажды на семейном собрании, семья постановила, что ближайшим летом все поедут на море. Распределили обязанности по организации отдыха, а так же составили список приоритетов по затратам и накоплению. Ребёнок сказал, что готов лучше учиться, и тогда отпадёт необходимость в найме репетитора, а сэкономленные деньги он возьмёт с собой на море для развлечений. Это его так вдохновило, что родителям не пришлось нанимать репетитора.

Давайте детям больше шансов быть самостоятельными и ответственными, тогда с их успехом вы будете чувствовать себя успешными родителями!

Олег Ефимов
Психолог, педагог


Написать комментарий

Вы должны войти чтобы комментировать.

Rambler's Top100 ???-777: ??????? ??????, ??????????? ???????? ???????@Mail.ru ??????? SunHome.ru ?????? ??????????? Яндекс.Метрика

?????? ????-??????-???????????: ????????, ????????,
????????